Классификация аутизма в DSM-5
В 5-м издании Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5) расстройство аутистического спектра градируется по 3 уровням. Эти уровни соответствуют функциональным характеристикам (низкая в сравнении с более высокой работоспособностью), поскольку они не учитывают людей, которые ежедневно проявляют черты, связанные с несколькими уровнями, а также людей, которые изо дня в день колеблются между уровнями.
Тем не менее, важно знать об этих уровнях, поскольку они являются основополагающими для медицинского сообщества и впоследствии влияют на жизнь аутичных людей. Эти три уровня могут быть использованы в качестве отправной точки для лучшего понимания разнообразия проявлений аутизма. Три уровня РАС помогают медицинским работникам назначать соответствующие методы лечения, основанные на уникальных потребностях человека. Эти методы лечения могут помочь человеку с РАС максимально использовать свои сильные стороны и улучшить свои социальные, языковые и профессиональные навыки.
Важно помнить, что черты характера и переживания реальных аутичных людей не так четко выражены, как это представлено на этих уровнях. Многие аутичные люди обладают широким спектром черт, связанных с несколькими уровнями, поэтому эти классификации бесполезны вне медицинского контекста. Отнесение аутичного человека к одному социальному уровню и рассмотрение его исключительно через призму DSM может привести к пренебрежению, ограничению потенциала и вредному недопониманию.
Предыдущая версия DSM, DSM-4, разделяла аутизм на пять различных диагнозов, начиная от синдрома Аспергера и заканчивая аутистическим расстройством, которое обозначалось как "тяжелый аутизм". DSM-5 объединяет все это сводится к единому диагнозу РАС, но на трех разных уровнях.
Обе эти классификации описывают аутичных людей с медицинской и нейротипической точек зрения и отличаются от того, как аутичные люди описывают самих себя и свой опыт нейродивергенции.
Уровень 1: Требуется поддержка
РАС 1-го уровня описывает людей, которые не нуждаются в большой поддержке. Людям с РАС 1-го уровня может быть трудно общаться с нейротипичными людьми, в том числе со своими сверстниками. Например, они могут сказать что-то не то в нужное время или не уметь распознавать социальные сигналы и язык тела.
Человек с РАС 1-го уровня обычно способен большую часть времени общаться полными предложениями, но у него могут возникнуть проблемы с продолжительным общением с нейротипичными людьми. Они склонны к социальной тревожности и могут испытывать эмоциональное выгорание из-за длительного маскирования или вести себя как нейротипичные люди.
У них также могут возникнуть проблемы с переходом от одного вида деятельности к другому или с пробами чего-то нового. Кроме того, у них могут быть проблемы с организацией и планированием, и независимость для них может отличаться от нейротипичных ожиданий людей их возраста.
Уровень 2: Требует существенной поддержки
Людям с диагнозом РАС 2-го уровня труднее маскироваться, чем тем, у кого диагностирован 1-й уровень, и им может быть трудно общаться или социализироваться так, чтобы это было принято или понято нейротипичным обществом. Точно так же им будет труднее переключать внимание или переходить от одного вида деятельности к другому.
Согласно DSM, аутизм 2-го уровня проявляется у людей с очень специфическими интересами, которые ведут себя повторяющимся образом, далеким от общепринятого, нейротипичным поведением или проявляются в местах, которые нейротипичные люди считают неуместными.
Например, аутичный ребенок или взрослый может расхаживать взад-вперед во время урока или собрания или повторять одно и то же снова и снова. Такое поведение является разновидностью самостимуляции, которую аутичные люди используют для внутренней регуляции. Нейротипичные люди также стимулируют себя, напевая, постукивая ногами или пальцами, танцуя и т.д.
Одна из причин, по которой аутичные люди нуждаются в стимуляции, заключается в том, что большая часть нашего общества не была построена с учетом потребностей нейродивергентных людей. Следовательно, регулирование, которое обычно обеспечивается социальной инфраструктурой для нейротипичных людей, должно осуществляться аутичными людьми и их близкими. Аутичные люди, у которых проявляются черты характера 2-го и 3-го уровней, испытывают трудности и необходимость большей самостимуляции.
Уровень 3: Требует очень существенной поддержки
Люди с диагнозами уровня 3 нуждаются в наибольшей поддержке и подвергаются очень высокому риску пренебрежения, жестокого обращения и дискриминации. Люди, относящиеся к этой категории, будут обладать многими из тех же черт характера, что и люди с диагнозами 1-го и 2-го уровней, но они совершенно неспособны маскироваться и им необходима постоянная самостимуляция.
Проблемы с точным выражением себя как устно, так и с помощью языка тела или мимики могут сильно затруднить выполнение повседневных жизненных задач, социальное взаимодействие и решение проблем, связанных с изменением фокуса внимания или местоположения. Некоторые из этих трудностей могут быть устранены с помощью раннего доступа к средствам расширяющей и альтернативной коммуникации (AAC), поскольку общение - это право человека, доступ к которому должен иметь каждый, даже если он не говорит. Повторяющееся поведение - еще одна черта аутизма третьего уровня.
Человек с диагнозом РАС 3-го уровня, скорее всего, будет испытывать трудности в общении и редко будет инициировать взаимодействие, особенно с нейротипичными людьми. Когда они это делают, их, скорее всего, воспринимают как неловких. Возможно, они чувствуют себя более комфортно или предпочитают параллельную игру вместо интерактивных тусовок, или могут предпочесть взаимодействовать с другими пользователями на основе сценариев.
Ограничения данной классификации РАС
Хотя уровни РАС в DSM полезны для определения потребностей человека в поддержке, эти категории не дают полного представления о способностях, сильных сторонах и потребностях каждого отдельного аутичного человека.
Эти три уровня не полностью охватывают черты характера и жизненный опыт всех аутичных людей, а описание аутичного человека, у которого диагностирован уровень 1, в DSM не дает точной картины того, кто этот человек. DSM-5 не содержит особой конкретики в отношении видов поддержки, в которых нуждаются отдельные лица, или ситуаций, когда требуется поддержка.
Например, некоторым аутичным людям нужны условия в школе, но дома они чувствуют себя прекрасно, в то время как другие могут хорошо учиться в школе, но испытывать трудности в социальных ситуациях.
Более того, уровень, который присваивается человеку при постановке первого диагноза, может меняться по мере того, как он развивает и совершенствует свои социальные навыки, а также по мере того, как тревога, депрессия, травмы, эмоциональное выгорание и другие проблемы, распространенные среди аутичных людей, меняются или становятся более серьезными.
Отнесение людей к одному из трех уровней аутизма может быть полезно для понимания того, какие виды услуг и поддержки были бы им наиболее полезны.Однако это не позволяет предсказать или учесть уникальные особенности их личности и поведения, а это означает, что поддержка и услуги, которые они получают, должны быть в высшей степени индивидуальными.
Источник: https://www.verywellhealth.com/what-are-the-three-levels-of-autism-260233#level-3-requiring-very-substantial-support