Главная / НАПРАВЛЕНИЯ / Нейропсихология

Нейропсихология

23162623-57d4-4039-af27-7fc39c7fedc4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нейропсихология — наука, находящаяся на границе медицины и психологии. Специалисты из этой области изучают работу мозга и на основании знаний исследуют высшие психические функции человека. К ним относятся: внимание, письмо, речь, моторика, мышление, эмоции. То есть, выясняются причины отставания в развитии и решаются проблемы, негативно влияющие на взросление нервной системы. В детской нейропсихологии основное внимание уделяется поэтапному созреванию головного мозга ребенка и его влияние на формирование высших психических функций. 

Нейропсихологическая коррекция состоит из комплекса специальных упражнений и техник, помогающих «ускорить» отстающие отделы головного мозга. Такие нарушения проявляются в трудностях с обучением, проблемах с концентрацией внимания, памятью, речью и усидчивостью. Может появиться рассеянность, быстрая умственная утомляемость, невозможность сосредоточиться. Занятия с нейропсихологом помогают исправить эти нарушения и сделать развитие ребенка равномерным.

Мозг человека очень сложный по строению и функционалу. Поэтому его развитие продолжается и во взрослом возрасте — то есть, всю жизнь. Несмотря на это, нейропсихологические занятия с детьми лучше всего проводить в возрасте от 5 до 12 лет. В это время мозг активно формируется и большинство проблем легче поддаются коррекции, чем у более старших подростков и взрослых. 

7729b333-5b13-4626-a91a-31ff43e8607ef73a5fc4-a16a-427a-a978-f4da3ab5c18e

 

Показания для нейропсихологической коррекции

Нейропсихологические занятия показаны при следующих нарушениях развития:

  • РАС — расстройства аутистического спектра;
  • ЗПР — задержка психического развития;
  • ЗРР — задержка речевого развития;
  • алалия — отсутствие речи;
  • дислалия — неправильное произношение звуков при нормальном слухе;
  • дизартрия — нарушение речи, связанное с проблемами иннервации языка, мягкого неба и гортани;
  • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность;
  • ДЦП — детский церебральный паралич;
  • дислексия — проблемы с чтением;
  • дисграфия — трудности с письменной речью;
  • органическое расстройство личности — дисфункция мозга, приводящая к неравномерному развитию психических функций;
  • трудности с обучением.

Наш центр помогает сотням детей с вышеперечисленными диагнозами. Опытные и чуткие специалисты подбирают методику под каждый конкретный случай. В результате нам удается скорректировать большинство проблем, связанных с развитием детской нервной системы. 

Методы нейропсихологической коррекции

В нашем центре используются три методики: замещающего онтогенеза, сенсорная интеграция, «построение движения» по Бернштейну. Они подбираются в соответствии с уровнем развития детской психики и проблем, которые необходимо скорректировать. 

 

5452c444-44d6-40c4-b38f-3956a11ea6d9 b2ebbbd6-294a-4ca2-bbcd-d72af948d661 038650af-432d-4db6-a582-5076aec4e5ea 59e0385b-a1df-469d-99b5-8233307d1adc

 

Замещающий онтогенез

Упражнения этой методики в основном двигательные и направлены на восполнение этапов развития, пропущенных в младенческом возрасте. Эта система была разработана российским нейропсихологом Александром Лурия. Он создал теорию о трех функциональных блоках головного мозга: энергетического, информационного и программирования, которая и легла в основу его методики. То есть, для нормальной работы детского мозга и психики необходимо обеспечить равномерное развитие всех трех отделов и нормальную связь между ними. Если что-то из этого нарушено, появляются проблемы с обучением, памятью, письмом и чтением. 

МЗО состоит из трех уровней, каждый направлен на коррекцию определенного блока. В результате детский мозг развивается более равномерно и ребенок начинает догонять своих сверстников. 

Важно! Метод противопоказан при ДЦП: есть специальная программа для этого заболевания, в период острых инфекций, во время реабилитации после травм и хирургических вмешательств. 

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция — способность анализировать и понимать информацию, полученную от органов чувств. Это зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие. Из этих данных мозг формирует образы, за счет чего дети учатся идентифицировать объекты и правильно реагировать и взаимодействовать с окружающей средой. 

Базовые умения заложены с рождения, но в некоторых случаях развитие сенсорной интеграции замедляется. Детская психика может реагировать на это следующими нарушениями:

  • слух: ребенок боится громких звуков, не любит музыку, пение, не реагирует на обращение к нему, теряется в людных местах;
  • зрение: боязнь света — особенно солнца, заметное напряжение при необходимости рассмотреть предмет, опасение перед лестницами и другими спусками и подъемами, нежелание смотреть на собеседника при разговоре;
  • осязание: нарушение восприятия боли и температуры, нежелание играть с пластилином, тестом, «лизунами», непереносимость прикосновений;
  • вестибулярный аппарат: неуклюжесть, нелюбовь к активным играм и спорту, трудности с концентрацией внимания, повышенная тревожность;
  • вкус: неприятие большинства видов пищи, снижение чувствительности рецепторов, желание есть несъедобное или странные сочетания продуктов;
  • обоняние: повышенная или пониженная чувствительность к запахам, неумение отличить свежую еду от испорченной.

Таким детям бывает сложно выстраивать отношения со сверстниками, выполнять последовательные задачи и правильно оценивать различные ситуации. Для коррекции этих нарушений была разработана специальная программа по развитию сенсорной интеграции. Авторство принадлежит детскому психологу из США — Джин Айрис. Большинство упражнений выглядят как занимательные игры, участвуя в которых ребенок учится правильно координировать свои движения и ощущать свое тело в пространстве. Занятия в центре детской нейропсихологии помогают развить моторику, правильную тактильную чувствительность, снизить неуклюжесть. 

 

595da0a1-d9c1-45fa-837a-e4dcae758780

 

«Построение движения» по Бернштейну

Теория принадлежит российскому физиологу Николаю Бернштейну. Она заключается в следующем:

  1. Мозг отправляет команду мышцам на выполнение действия.
  2. Получает обратную связь от органов чувств о результате — достигнут или нет. 
  3. На основании полученных данных отправляет новые, скорректированные команды.

То есть, мозг строит движения не только по прямой связи — для него важна и обратная. В этом процессе он использует базовые шаблоны, применяя их в зависимости от условий окружающей среды и меняющейся обстановки. 

Команды к мышцам поступают от разных уровней нервной системы. Их называют иерархическими этажами. Автоматические действия выполняются на самом низком, неосознанном, уровне. В случае нарушения иерархии или обратной связи, возникают различные проблемы с иннервацией мышц и органов. Например, дизартрия — показание для применения этого метода. Он также используется при вялых параличах и парезах. 

Посещение центра детской нейропсихологии позволяет добиться хороших результатов в коррекции вышеперечисленных нарушений. В процессе занятий ребенок учится компенсировать проблему, восстанавливая утраченные связи и наполняя все командные уровни. 

Как проходит нейропсихологическая коррекция

Занятия в детском нейропсихологическом центре состоят из трех этапов:

  1. Нейропсихологическая диагностика. Определение сильных и слабых сторон ребенка, уровня развития его психики. На этом этапе составляется предварительный план занятий и определяется методика работы. 
  2. Нейропсихологическая коррекция. Непосредственная работа с ребенком. В зависимости от состояния детской психики могут быть рекомендованы занятия с двумя нейропсихологами. При этом ведется работа с родителями — специалисты центра дают советы и домашние задания для закрепления результата. Коррекция будет более эффективной, если ребенок занимается дома. 
  3. Оценка эффективности коррекции. В промежутках между занятиями психолог проводит проверку для выяснения достигнутых результатов, их уровня и влияния на детское здоровье. Также выявляются факторы, замедляющие коррекцию той или иной проблемы, проводится ревизия курса для повышения его эффективности. 

В нашем детском нейропсихологическом центре применяются современные методы диагностики в виде тестов. Они помогают выяснить, какие отделы мозга развиваются медленнее остальных. Сами тесты простые и понятные для детей. 

Наши детские нейропсихологи сочетают методы замещающего онтогенеза и сенсорной интеграции с телесной терапией и восточными практиками. Все вместе дает хороший терапевтический эффект. 

Обращайтесь в семейный центр «Тысяча шагов» — наши специалисты помогут вам!  

 

Специалисты, работающие в данном методе:

 

Недосекина Александра - нейропсихолог 

Булычёв Георгий - нейропсихолог