Нейропсихология — наука, находящаяся на границе медицины и психологии. Специалисты из этой области изучают работу мозга и на основании знаний исследуют высшие психические функции человека. К ним относятся: внимание, письмо, речь, моторика, мышление, эмоции. То есть, выясняются причины отставания в развитии и решаются проблемы, негативно влияющие на взросление нервной системы. В детской нейропсихологии основное внимание уделяется поэтапному созреванию головного мозга ребенка и его влияние на формирование высших психических функций.
Нейропсихологическая коррекция состоит из комплекса специальных упражнений и техник, помогающих «ускорить» отстающие отделы головного мозга. Такие нарушения проявляются в трудностях с обучением, проблемах с концентрацией внимания, памятью, речью и усидчивостью. Может появиться рассеянность, быстрая умственная утомляемость, невозможность сосредоточиться. Занятия с нейропсихологом помогают исправить эти нарушения и сделать развитие ребенка равномерным.
Мозг человека очень сложный по строению и функционалу. Поэтому его развитие продолжается и во взрослом возрасте — то есть, всю жизнь. Несмотря на это, нейропсихологические занятия с детьми лучше всего проводить в возрасте от 5 до 12 лет. В это время мозг активно формируется и большинство проблем легче поддаются коррекции, чем у более старших подростков и взрослых.
Показания для нейропсихологической коррекции
Нейропсихологические занятия показаны при следующих нарушениях развития:
- РАС — расстройства аутистического спектра;
- ЗПР — задержка психического развития;
- ЗРР — задержка речевого развития;
- алалия — отсутствие речи;
- дислалия — неправильное произношение звуков при нормальном слухе;
- дизартрия — нарушение речи, связанное с проблемами иннервации языка, мягкого неба и гортани;
- СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- ДЦП — детский церебральный паралич;
- дислексия — проблемы с чтением;
- дисграфия — трудности с письменной речью;
- органическое расстройство личности — дисфункция мозга, приводящая к неравномерному развитию психических функций;
- трудности с обучением.
Наш центр помогает сотням детей с вышеперечисленными диагнозами. Опытные и чуткие специалисты подбирают методику под каждый конкретный случай. В результате нам удается скорректировать большинство проблем, связанных с развитием детской нервной системы.
Методы нейропсихологической коррекции
В нашем центре используются три методики: замещающего онтогенеза, сенсорная интеграция, «построение движения» по Бернштейну. Они подбираются в соответствии с уровнем развития детской психики и проблем, которые необходимо скорректировать.
![]()
Замещающий онтогенез
Упражнения этой методики в основном двигательные и направлены на восполнение этапов развития, пропущенных в младенческом возрасте. Эта система была разработана российским нейропсихологом Александром Лурия. Он создал теорию о трех функциональных блоках головного мозга: энергетического, информационного и программирования, которая и легла в основу его методики. То есть, для нормальной работы детского мозга и психики необходимо обеспечить равномерное развитие всех трех отделов и нормальную связь между ними. Если что-то из этого нарушено, появляются проблемы с обучением, памятью, письмом и чтением.
МЗО состоит из трех уровней, каждый направлен на коррекцию определенного блока. В результате детский мозг развивается более равномерно и ребенок начинает догонять своих сверстников.
Важно! Метод противопоказан при ДЦП: есть специальная программа для этого заболевания, в период острых инфекций, во время реабилитации после травм и хирургических вмешательств.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — способность анализировать и понимать информацию, полученную от органов чувств. Это зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие. Из этих данных мозг формирует образы, за счет чего дети учатся идентифицировать объекты и правильно реагировать и взаимодействовать с окружающей средой.
Базовые умения заложены с рождения, но в некоторых случаях развитие сенсорной интеграции замедляется. Детская психика может реагировать на это следующими нарушениями:
- слух: ребенок боится громких звуков, не любит музыку, пение, не реагирует на обращение к нему, теряется в людных местах;
- зрение: боязнь света — особенно солнца, заметное напряжение при необходимости рассмотреть предмет, опасение перед лестницами и другими спусками и подъемами, нежелание смотреть на собеседника при разговоре;
- осязание: нарушение восприятия боли и температуры, нежелание играть с пластилином, тестом, «лизунами», непереносимость прикосновений;
- вестибулярный аппарат: неуклюжесть, нелюбовь к активным играм и спорту, трудности с концентрацией внимания, повышенная тревожность;
- вкус: неприятие большинства видов пищи, снижение чувствительности рецепторов, желание есть несъедобное или странные сочетания продуктов;
- обоняние: повышенная или пониженная чувствительность к запахам, неумение отличить свежую еду от испорченной.
Таким детям бывает сложно выстраивать отношения со сверстниками, выполнять последовательные задачи и правильно оценивать различные ситуации. Для коррекции этих нарушений была разработана специальная программа по развитию сенсорной интеграции. Авторство принадлежит детскому психологу из США — Джин Айрис. Большинство упражнений выглядят как занимательные игры, участвуя в которых ребенок учится правильно координировать свои движения и ощущать свое тело в пространстве. Занятия в центре детской нейропсихологии помогают развить моторику, правильную тактильную чувствительность, снизить неуклюжесть.
«Построение движения» по Бернштейну
Теория принадлежит российскому физиологу Николаю Бернштейну. Она заключается в следующем:
- Мозг отправляет команду мышцам на выполнение действия.
- Получает обратную связь от органов чувств о результате — достигнут или нет.
- На основании полученных данных отправляет новые, скорректированные команды.
То есть, мозг строит движения не только по прямой связи — для него важна и обратная. В этом процессе он использует базовые шаблоны, применяя их в зависимости от условий окружающей среды и меняющейся обстановки.
Команды к мышцам поступают от разных уровней нервной системы. Их называют иерархическими этажами. Автоматические действия выполняются на самом низком, неосознанном, уровне. В случае нарушения иерархии или обратной связи, возникают различные проблемы с иннервацией мышц и органов. Например, дизартрия — показание для применения этого метода. Он также используется при вялых параличах и парезах.
Посещение центра детской нейропсихологии позволяет добиться хороших результатов в коррекции вышеперечисленных нарушений. В процессе занятий ребенок учится компенсировать проблему, восстанавливая утраченные связи и наполняя все командные уровни.
Как проходит нейропсихологическая коррекция
Занятия в детском нейропсихологическом центре состоят из трех этапов:
- Нейропсихологическая диагностика. Определение сильных и слабых сторон ребенка, уровня развития его психики. На этом этапе составляется предварительный план занятий и определяется методика работы.
- Нейропсихологическая коррекция. Непосредственная работа с ребенком. В зависимости от состояния детской психики могут быть рекомендованы занятия с двумя нейропсихологами. При этом ведется работа с родителями — специалисты центра дают советы и домашние задания для закрепления результата. Коррекция будет более эффективной, если ребенок занимается дома.
- Оценка эффективности коррекции. В промежутках между занятиями психолог проводит проверку для выяснения достигнутых результатов, их уровня и влияния на детское здоровье. Также выявляются факторы, замедляющие коррекцию той или иной проблемы, проводится ревизия курса для повышения его эффективности.
В нашем детском нейропсихологическом центре применяются современные методы диагностики в виде тестов. Они помогают выяснить, какие отделы мозга развиваются медленнее остальных. Сами тесты простые и понятные для детей.
Наши детские нейропсихологи сочетают методы замещающего онтогенеза и сенсорной интеграции с телесной терапией и восточными практиками. Все вместе дает хороший терапевтический эффект.
Обращайтесь в семейный центр «Тысяча шагов» — наши специалисты помогут вам!