Сначала он обращает внимание на источник звука, мелодичность, тональность, интересуется музыкальными игрушками, звуками окружающей среды.
⠀
Это все неречевые звуки.
⠀
Примерно в 6 месяцев ребенок начинает лепетать, пытаясь повторить услышанное, делая "разминку" для активной речи.
⠀
В период от 10 мес до 1.5 лет ребенок может активно говорить лепетными словами (би-би, ту-ту, ам-ам либо заменяя их на возможные и тд), в этом возрасте он знает свое имя, может иметь в пассивном словаре (понимать) 100-200, слов. Активно смотрит на рот говорящего взрослого.
⠀
В период от 1 до 2 х лет ребенок начинает набирать как пассивный, так и активный словарь. Несмотря на несовершенства произношения, ребенок в этом возрасте уже достаточно хорошо различает фонемы именно родного языка.
⠀
Что же делать тем малышам, которые к 2-3 годам не понимают обращенную речь, не реагируют на свои имя, не поворачивают голову в сторону источника звука и прочее?
⠀
Обследоваться у специалистов медицинского профиля.
⠀
Развивать в том числе фонематический слух. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
⠀
Начинать "строить" нашу слуховую сенсорную систему мы будем заново. Игры и задания на развитие фонематического слуха (выбирать в зависимости от возраста и возможностей ребенка).
⠀
Не переживайте, что в самом начале в арсенале у вас может быть 1-2 игры. По мере продвижения и развития, эти игры будут усложняться и увеличиваться)
Предварительный этап
⠀
Возьмите 2 одинаковых музыкальных инструмента. Попросите ребенка позвенеть, как вы. В случае необходимости помогите ему сами.
⠀
На следующем этапе можно взять от 2 до 4 инструментов (колокольчики, маракасы, трещотки, бубен или другие).
⠀
Попросите ребенка позвенеть, как вы. Ребенок должен сам выбрать правильный инструмент, глядя на вас. Дайте ребенку возможность самостоятельно изучить эти инструменты, поиграть с ними.
⠀
Следующий этап. Разложите перед ребенком 2-4 инструмента. Свои спрячьте под стол или закройте листом картона. Ребенок учится на слух определять, какой инструмент звучит.
⠀
Такие же упражнения можно отработать и с голосами животных, и со звуками окружающей среды.
⠀
Можно скачать аудио файлы и распечатать к ним соответствующие фото. Но есть и готовые программы для гаджетов.
⠀
Найди такой же.
⠀
Сделайте закрытые коробочки от детского питания с гречкой, фасолью, водой. Ребенок на слух должен определить и найти такую же коробочку.
⠀
Дифференциация.
⠀
Проговариваем с ребенком цепочки с изменяемыми гласными:
Ба-ба-ба-бу
Па-па-па-пи и далее
⠀
усложняем до согласных, в тч глухих и звонких:
Ба-ба-ба-па
Да-да-да-та
⠀
Поймай "А"
⠀
Если слышишь в слове "А" - хлопни в ладоши (топни ножкой), так отрабатываем все звуки. Затем слоги.
⠀
Громко-громко, тихо-тихо.
⠀
Учим ребенка по просьбе говорить громко и тихо.
Для детей более старшего возраста и большего количества навыков можно добавить еще более сложные задания.
⠀
И в заключении хотелось бы сказать, что все новое - это хорошо забытое старое. Вспомните наши старые игры, в которые мы играли во дворах. Замечательный "испорченный телефон". Отличная же тренировка слуха!
⠀
Жаль, что во многие игры дети наши не играют уже. А вот он кладезь! И резиночки, и городки, и выбивалы, и классики и многое другое незаслуженно забыто!