Floortime
Floortime - это методика и один из элементов комплексной модели DIR, поэтому, чтобы нам разобраться в нем, потребуется несколько слов сказать о самой модели.
В 1980-х годах ее разработал американский доктор и детский психиатр Стенли Гринспен. Он предложил, чтобы в процессе развития ребенка взрослые не просто тренировали его отдельные навыки и заставляли выполнять определенные действия, а напротив - следовали бы за интересами ребенка, чтобы побуждать его к эмоциональному, социальному и интеллектуальному развитию.
Весь подход представляет собой модель развития ребенка (D-developmental), учитывающую его индивидуальные особенности (I - Individual) и взаимоотношения с социальной средой (R - Relationship). Отсюда и название DIR.
Модель DIR является комплексной и включает в себя множество элементов, в том числе адаптированную физкультуру (АФК), арт-терапию, сенсорную интеграцию, работу с семьей, а также методику Floortime.
Floortime призывает включаться в деятельность детей во всем ее многообразии, в том числе и через игру. Задача специалиста - следовать за ребенком, чтобы наладить эмоциональный контакт и затем помочь ему подняться на более высокий уровень взаимодействия: установить теплые отношения с близкими, помочь осмысленно общаться, развить эмпатию, эмоциональную сферу и абстрактное мышление.
Интересы ребенка в данном случае выступаю как окно в его внутренний мир, поэтому цель специалиста - понять, что заставляет ребенка чувствовать комфортно, а затем через игровое взаимодействие вовлечь его в реальный мир.
Подход Floortime может использоваться во всех сторонах жизни ребенка: во время его общения с родителями и сверстниками, в процессе обучения и игры. Концепция Floortime подразумевает минимальное количество инструкций от специалиста. Для ребенка это должно быть положительное взаимодействие, которое предоставляет ему выбор. При этом специалист в игровой форме может создавать для ребенка препятствия, в процессе преодоления которых ребенок выходит на новый уровень.
Поход Floortime эффективно используется для помощи детям с аутизмом: он помогает устанавливать теплые отношения со взрослыми, развивать интерес к окружающему миру, справляться с повседневными задачами.
При помощи методики Floortime можно добиться:
• Эмоционального контакта с ребенком
• Взаимодействия в диалоге
• Удовольствие от общения
• Улучшение саморегуляции
• Гармонизация сенсорной сферы
• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
• Понимание и управление личными эмоциями
• Умение решать социальные задачи в необычной ситуации
• Умение идти на компромисс
• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
• Развитие самосознания и самооценки
• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
Специалисты:
Окунькова Елена - детский психолог, специалист Floortime