На сегодняшний день Прикладной Анализ Поведения (“Эй-Би-Эй” от англ. Applied Behavior Analysis), или ABA, активно применяется в работе с особыми детьми. Из расшифровки аббревиатуры следует, что эта научная дисциплина в первую очередь связана с наблюдением за человеческим поведением. Однако каким именно образом помогает ABA?
Истоки свои ABA берет из работ психолога Берреса Скиннера, который на основе своих исследований заключил, что поведение человека определяется условиями внешней среды – происходящими событиями, действиями окружающих людей, их реакциями.
При внесении изменений во внешнюю среду меняется и поведение человека. Принципы ABA во многом базируются на этом утверждении. Поведение человека – это результат факторов окружающей среды и последствий, т.е. того, как окружающие реагируют на это поведение. Это значит, что его можно изучить, предсказать и скорректировать.
Особую важность прикладной анализ приобретает в работе с особыми детьми, так как вследствие трудностей с социальным взаимодействием у ребенка возникают проблемы в общении с близкими, обучении и овладении бытовыми навыками. С опорой на наблюдения за ребенком определяются любимые и раздражающие его вещи, набор стандартных реакций на действия окружающих и т.д.. На основе этих наблюдений разрабатывается стратегия того, как должен вести себя специалист, чтобы продемонстрировал желаемую реакцию. Регулярные занятия направлены на то, чтобы в дальнейшем ребенок смог закрепить усвоенные навыки и продемонстрировать их в естественной среде.
Подключение ABA-занятий к работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) позволяет снизить агрессивное поведение, способствовать социализации, выработать адекватные соответствующим ситуациям реакции
Принципы ABA органично существуют в нашей повседневной жизни: получая похвалу от близких или материальные вознаграждения за что-либо, мы склонны повторять действия, которые привели к награде. Благодаря ABA ребенок с аутизмом может развить навыки самообслуживания, начать коммуницировать с окружающими, снизить агрессию по отношению к себе и окружающим.
Подобные успехи тем не менее требуют постоянного поддержания в семье, поэтому особое внимание уделяется также работе с родителями – отработке необходимых действий, правильному реагированию на требования ребенка и т.д. Именно работа в комплексе позволяет добиться положительных и длительных результатов!
ABA-занятия затрагивают все стороны деятельности ребенка: его общение с родными, сверстниками, его умения в повседневной жизни, его учебные навыки, в том числе и то, как он способен обращаться к окружающим. В отличие от более узких направлений, таких как дефектология, которая работает с академическими навыками ребенка, ABA-занятия позволяют продуктивно включать их в каждодневную деятельность, при этом учитывая поведенческие особенности ребенка, которые могут затруднять работу с другими специалистами
Перед началом занятий специалист знакомится с ребенком и родителями: он наблюдает за ребенком и выясняет запрос родителей, чтобы с опорой на первичную информацию выстроить дальнейший план взаимодействия с ребенком.
Следующий этап – тестирование. Тестирование представляет собой сбор основных данных о ребенке – его навыках, сильных и слабых сторонах, трудностях, которые он испытывает и т.д. Иногда перед началом тестирования специалисту приходится устанавливать контакт с ребенком, чтобы он не боялся и начал сотрудничать
По итогам тестирования в зависимости от уровня ребенка составляется индивидуальная программа, в которой затрагиваются те сферы деятельности, над которыми необходимо работать. Это может быть работа с поведением, помощь в овладении академических и бытовых навыков, обучение коммуникации. В том числе, если ребенок не разговаривает, вводятся альтернативные системы коммуникации (PECS, жесты).
Программа пишется куратором под супервизией поведенческого аналитика уровня BCBA. Куратор также осуществляет постоянный контроль за качеством достигнутых или недостигнутых целей программы в рамках специальных супервизий. Занятия с ребенком проводит поведенческий инструктор, который в течение занятий фиксирует то, как выполняет ребенок задания, в чек-листах. Чек-листы позволяют отследить динамику изменений и обратить внимание на трудности.
Занятия ABA проводятся на регулярной основе и могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от поставленных целей и умений ребенка. Минимальное рекомендованное количество часов в неделю – 6 (2-3 занятия по 1,5-2 часа).
Помимо индивидуальных занятий, в центре проходят занятия в малых коммуникативных группах. Коммуникативные группы – это подготовительный этап для включения ребенка в процесс обучения в школе или детском саду, а также в общение в больших группах.
Вместе с 1-2 сверстниками ребята изучают дошкольную/школьную программу, а также учатся ждать, делиться, помогать и взаимодействовать друг с другом. Специалисты учитывают уровень и навыки каждого ребенка, чтобы работа в группе проходила наиболее продуктивно. В центре подобные занятия проходят в рамках коммуникативной группы «Учимся вместе». Несмотря на то, что метод не новый, его окружают мифы и слухи, подробнее о которых вы можете узнать в разделе Мифы АВА-терапии