Главная / Направления / Нейропсихология

Нейропсихология

Нейро. Валерия и Боня

Нейропсихология – раздел психологии на стыке с медициной, который изучает организацию высших психических функций: внимания, письма, речи, моторики, мышления, проявления эмоций. Опираясь на знание функционирования мозга, она помогает выявить и скорректировать причины отставания и неравномерного развития ребенка. 

В свою очередь, в фокусе детской нейропсихологии находится последовательное созревание разных отделов мозга и их вклад в развитие высших психических функций.

 Нейропсихологическая коррекция – это комплекс упражнений и техник, который позволяет развить «отстающие» функции головного мозга. Подобного рода «отставания» могут выражаться в проблемах в обучении, отсутствии концентрации и внимания, неусидчивости, нарушениях письма и речи, повышенной утомляемости, рассеянности, плохой работе памяти.

Человеческий мозг развивается в течение всей жизни, однако нейропсихологическая коррекция эффективна в раннем возрасте (5-12 лет), когда мозг еще находится в активном процессе своего формирования.

Нейропсихологическая коррекция показана при таких диагнозах, как:

  • РАС (Расстройство аутистического спектра)
  • ЗПР (Задержка психического развития)
  • ЗРР (Задержка речевого развития)
  • Алалия
  • Дизартрия
  • Дислалия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • ДЦП (детский церебральный паралич)
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

dmitriyeva_neyrokorrektsiya.jpg

Коррекционная работа может проходить с использованием различных методов:

  • Методика замещающего онтогенеза

Комплекс упражнений, который позволяет активизировать различные зоны мозга, обеспечивающие работу его основных функций. Данные упражнения ориентированы на оптимизацию базового - сенсомоторного уровня и опираются на двигательные методы.  

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) базируется на теории основателя российской нейропсихологии Александра Лурия о трёх функциональных блоках головного мозга (энергетического блока, информационного блока и блока программирования, регулирования и контроля). Если блоки и связи между ними взаимодействуют правильно, то и в целом мозг работает нормально. Однако если какая-то из частей недостаточно развита, то возникают проблемы, которые проявляются в повседневной жизни и учебе.

МЗО позволяет компенсировать существующие пробелы посредством трехуровневой системы коррекции. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

  •  Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция - это процесс организации информации, которую человеческий мозг получает при помощи органов чувств (зрение, обоняние, слух, осязание, положение тела в пространстве). Это значит, что мозг перерабатывает все полученные данные (звуки, визуальные образы, понимание пропорций) и организует их в целостный образ. С самого своего рождения у человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Она позволяет нам оценивать и понимать пространство, в котором мы находимся, и реагировать должным образом.

Однако способность к интеграции может быть недостаточно развита как у детей с особенностями, так и у их типично развивающихся сверстников. Проблемы в сенсорной интеграции негативно влияют на способности ребенка координировать свои действия, развивать социальные навыки, планировать последовательность задач и т.д. .  В этом случае требуются дополнительные средства для формирования взаимодействия с окружающим пространством. Американский специалист по детскому развитию Джин Айрис разработала специальную методику, чтобы помочь детям с нарушениями сенсорного восприятия. Через систему специальных двигательных и игровых техник взаимодействия с определенной средой ребенок учится понимать свое тело, обучается координации в пространстве, развивает моторику. Комплекс включает в себя упражнения для тактильной, вестибулярной, проприоцептивной систем (понимание расположения своего тела и его частей), которые обеспечивают их эффективную работу в совокупности.   

  • Метод «Построения движения» по Бернштейну

Теория российского физиолога Николая Бернштейна основывается на том, что для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и исполнительными органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь. Каждый раз мозг в зависимости от окружающей обстановки выстраивает движение, опираясь на базовые шаблоны.

Для построения движений различной сложности команды отдаются на различных уровнях (иерархических этажах) нервной системы. При автоматизации движений функции управления передаются на более низкий (неосознаваемый) уровень. Поэтому необходимо вести работу по наполнению каждого уровня, свойственного им содержания, то есть расширять двигательный опыт при помощи новых движений и упражнений в процессе развития ребенка.

Этапы нейропсихологической коррекции

Нейропсихологическая коррекция происходит в несколько этапов:

  1. Нейропсихологическая диагностика. На этом этапе проходят пробы и тестирования ребенка. Они помогают понять степень сформированности высших психических функций, установить причины основных трудностей и определить сильные стороны ребенка. На этом этапе также составляется предварительный маршрут ребенка с рекомендуемыми методами работы, которые позволят достигнуть эффективного результата.
  2. Нейропсихологическая коррекция. На этом этапе специалист приступает к занятиям с ребенком. В зависимости от индивидуальных особенностей может быть рекомендованы занятия с двумя нейропсихологами, специализирующихся на разных подходах. В течение курса нейропсихологической коррекции родителям даются советы и рекомендации по закреплению и поддержанию отрабатываемых ребенком навыков. Важно, чтобы ребенок продолжал выполнять упражнения дома. В этом случае положительный результат будет виден быстрее.

Оценка эффективности коррекции. Промежуточная проверка эффективности проведенной коррекции позволяет понять, каких  результатов достиг ребенок, есть ли факторы, затрудняющие курс коррекции и стоит ли вносить изменения в первоначальный маршрут.

Нейропсихологическая диагностика с помощью несложных тестов дает возможность понять, какие функции у ребенка сформированы недостаточно. Это прослеживается везде: в двигательной сфере, речи, мыслительных процессах, учебе,  решении бытовых задач.

Коррекционная работа идет с помощью метода нейропсихологии, который зарекомендовал себя как  эффективный.

Сочетая в себе Метод замещающего онтогенеза Семенович, который хорошо себя зарекомендовал, и телесную терапию, мы получаем полноценную комплексную работу, которая дополняется методами кинезиологии, восточных практик, сенсорной интеграции

Специалисты, работающие в данном методе:

Химки

Дмитриева Наталья - нейропсихолог, преподаватель психологии

Абрамова Елена - клинический психолог, нейропсихолог

Склярова Валерия - клинический психолог, кинезиолог, нейропсихолог

Гофман Алёна - психолог, специалист по нейрокоррекции

Хохлова Инна - специалист по нейрокоррекции, клинический психолог