Главная / Интересное / Особому материнству - особая поддержка

Интересное

« Назад

Особому материнству - особая поддержка  14.03.2017 12:11

Статья сертифицированного специалиста по телсено-двигательным занятиям Ирины Андреевой и клинического психолога, кандидата психологических наук, Светланы Фёдоровой. В  ней предпринята попытка свести воедино, формализовать и подкрепить уже существующей теоретической базой типичные трудности, субъективно переживаемые членами «особой» семьи, то есть, собственно психологические трудности семьи, в которой растет ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами.  А также сделан акцент на психологическое благополучие матери особого ребенка, как основу, опору, ресурс, без которого невозможна полноценная реабилитация, коррекция, лечение и развитие такого ребенка.  Во второй части статьи кратко изложены принципы, цели и задачи, программы психологической помощи матерям особых детей, разработанной на базе центра «1000 шагов». Данная информация может быть полезна для специалистов, работающих с семьями, оказавшимися в трудных ситуациях при создании собственных аналогичных программ. 

Основные психологические проблемы семей с особыми детьми

В наше время проблемы семей с особыми детьми стали прорабатываться достаточно активно. Тут играют роль и накопившийся опыт и, к сожалению, все более актуализирующаяся потребность в этом, сопряженная с высоким процентом рождения детей с особенностями самого различного генеза [5].

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно[8, 10].

Рождение ребенка само по себе испытание семьи на прочность,  даже если он самый нормативный, желанный  и запланированный. Источником стресса может становиться буквально всё: необходимость привыкать к изменениям структуры самой семьи,  гормональная перестройка организма матери и повышенная в связи с этим эмоциональность,  банальная физическая усталость ухаживающих за младенцем членов семьи и т.д., и т.п.  Перинатальные психологи давно обозначили, что с рождением ребенка, зачастую у матери актуализируются собственные травмы рождения и младенчества и ей приходится проживать их вне зависимости от осведомленности об их наличии[2, 47].

Теперь представим, что на все эти переживания и субъективные трудности накладываются трудности объективные - в семье рождается особенный малыш. Тут семейные сценарии складываются различным образом: одну семью эти трудности сплачивают, и оба родителя, а также их ближайшее окружение, мобилизуются на поиски ответа на неизбежно возникающие  вопросы о причинах и возможных последствиях такого события, а также эффективной помощи и лечения. Другие семьи, напротив, разрушаются. Часто слабым звеном оказываются отцы, не готовые принять ни ответственность, ни  собственные чувства по поводу рождения у них нестандартного ребенка. Реже в описанной роли оказываются матери. Объединяет и те и другие семьи одно: сталкиваясь с реальностью рождения особого ребенка, все силы и все мероприятия, проводимые как родителями (родителем), так и помогающими медицинскими учреждениями, социальными организациями, отдельными специалистами, к которым  родители ведут своего  особенного ребенка, нацелены на  лечение, реабилитацию, социализацию этого ребенка.  Родители  вынуждены забывать о своих ожиданиях, надеждах, чаяниях и  погружаться в борьбу за здоровье и благополучие своих детей.

Нужды, проблемы и трудности самих родителей зачастую остаются за скобками, но никуда не исчезают. Следует признать, что чаще всего в такой ситуации оказываются матери, попадая в обстоятельства многократно усиленного напряжения, создаваемого с внешней стороны «особой» объективно существующей реальностью и  собственными переживаниями и страданиями действующими изнутри.

Многие истории, рассказанные мамами особых детей, можно объединить в одну, поскольку каждая из них своими словами описывает переживание стадий острого горя. Проблемы, сопряженные с переживанием «запрещенного горя», описала шведский психолог Г. Фюр (2003), обозначив спектр психологических проблем, с которыми сталкивается каждая мама особого ребенка. В их числе: чувство вины и агрессия, гнев и депрессия, погружение в горе других, на фоне которого собственное не кажется таким уж горьким или полное отрицание того, что ребенок болен, социальная изоляция, уход в болезнь, самоистязание и мысли о самоубийстве. Основная трудность проживания своих чувств родителями особых детей заключается в том, что они оказываются под запретом, психологически, социально неприемлемо скорбеть по живому ребенку, в отличие от переживания горя  утраты, которое открыто и естественно. Запрещенный, сознательно подавляемый процесс,  не может быть завершен. Увязание на какой-либо из стадий проживания горя лишает маму, сил, трезвого взгляда на происходящее, способности быть в полноценном эмоциональном контакте со своим ребенком. Ребенок в свою очередь, остается без крепкого тыла, чувства безопасности, теплой, спокойной и любящей мамы, в которой он так нуждается. Той мамы, которая умеет управлять своим состоянием и дает ребенку в его развитии и реабилитации последовательную и качественную поддержку [6].

Применительно к семьям с особыми детьми вырисовывается следующая картина: именно мамы  принимают на себя «основной удар», как от столкновения с собственными чувствами, сопряженными с  крушением  всех прежних ожиданий, так и от жестко отрезвляющей действительности, в которой далеко не все, начиная с обывателей и заканчивая педагогами и даже медиками, готовы принимать и понимать нестандартного ребенка и проблемы его семьи. Если же ребенок имеет глубокие нарушения развития, то ко всему перечисленному добавляется необходимость постоянной включенности матери в происходящее с ним просто по жизненным показаниям.  Надолго ли хватит сил у такой мамы? Да, любящие матери, виноватые матери, самоотверженные матери (список можно продолжать) открывают у себя и второе, и десятое дыхание. Но чем они и их дети за это платят?

Накопившееся, но тщательно скрываемое, в первую очередь, от самих себя,  эмоциональное напряжение матерей может проявляться в разнообразных и неожиданных  формах: скандалы «на пустом месте», неуверенность в себе, потеря надежды, повышенная утомляемость, негативный настрой, опустошенность,  бессонница, то есть в том, что называют хроническим стрессом, депрессией, выгоранием.

Зачастую понятие «стресс» используется как синоним целого ряда физиологических, эмоциональных, поведенческий, психических и интеллектуальных реакций человека в трудных условиях, но, в первую очередь стресс – это  крайняя степень психической напряженности.

Классическая динамика развития стресса (Г.Селье) предполагает, что организм человека последовательно усиливает свои реакции, направленные на приспособление к изменившимся условиям. От стадии мобилизации резервов и активизации защитных сил организма,  до стадии истощения и нарушения механизмов регуляции  и защиты. Стадии истощения соответствуют явления, описанные как «синдром выгорания», для которого характерно наличие необратимых изменений в организме и исчерпанность физиологических и личностных ресурсов без возможности их адекватного восстановления [5].

Важное проявление стрессовых симптомов - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Во многих исследованиях отмечается, что именно личностные ресурсы, осознание  собственной ценности, в значительной степени позволяют даже в условиях фрустрационной  напряженности сохранить психологическую устойчивость, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить и верно оценивать немедленные результаты и отсроченные последствия тех или иных своих действий [1].

Возвращаясь непосредственно к нашей теме, можно сказать, что противостоять постоянно действующему стрессу, сохранять адаптивное поведение, не разрушаться от собственных негативных чувств гораздо больше шансов  у тех матерей особых детей, которые смогли  сохранить способность пополнять свои личные ресурсы, заботится о себе, которые способны осознавать, что их каждодневный труд, направленный на развитие, реабилитацию их особенного ребенка, может не давать сиюминутных плодов, но – это точно не напрасный труд, а  вклад, который следует оценивать в долгосрочной перспективе.

Среди эффективных способов поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяют такие как:

- обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем;

- изменение своего отношения к проблемной ситуации, ее переосмысление;

- изменения в себе самом, в системе собственных установкой и привычных стереотипов;

- развитие навыков управления своим состоянием для снижения напряженности, формирование стрессоустойчивости [3].

 

Цели и задачи программы помощи мамам особых детей  "Солнышко для мамы"

 Решая проблему выбора методов помощи матерям особых детей,  мы опирались на приведенные выше теоретические данные и опыт исследователей в интересующей нас области. Мы остановились на  формате групповых встреч, дополняемых по необходимости индивидуальными консультациями или пролонгированным психотерапевтическим сопровождением, в зависимости от актуальных потребностей участников группы. Формат групповых встреч не директивен, но все же имеет четкую тематическую направленность, что позволяет её участникам мягко и экологично войти в групповое взаимодействие и примерить к себе актуальность индивидуальной психологической помощи.

Групповое взаимодействие решает проблему часто встречающегося у членов семьи с особыми детьми чувства изолированности и ощущения исключительности, а вследствие этого отношение к трудностям и переживаниям, с которыми они столкнулись, как к непреодолимым. Мы создаем пространство, где в безопасной среде можно поделиться своими чувствами, услышать истории, похожие на собственную, но в то же время уникальные. Такие условия и внимание уже сами по себе способны оказывать позитивное воздействие на эмоциональное состояние участников группы.

Далеко не все мамы могут говорить о своих чувствах и делиться своей историей, поэтому в группе ведущие опираются не только на вербальные техники, принципы и приемы нарративного и гуманистического подходов, но также используют инструменты интегрально-соматического (embodiment) подхода, техники танцедвигательной и арттерапии. Основные задачи, помимо облегчения состояния эмоционального напряжения и профилактики выгорания – это освоение техник самопомощи в острых эмоциональных и стрессовых ситуациях и саморегуляции, поиск и подбор индивидуального, доступного способа восполнения внутреннего ресурса.

Глобальная цель группового взаимодействия, а также  сопровождающего индивидуального консультирования – это помощь в обретении способности обращаться за психологической помощью, адаптации к новым «особым» условиям собственной жизни и жизни своей семьи, принятие мамой самой себя, признания собственных чувств, понимания ограничений как новых возможностей  и через это принятие своего особого ребенка. Индивидуальный формат психологической помощи и интегрально-соматических практик предлагается как дополнение к групповому, для решения более частных задач в зависимости от запросов участников группы, а также как обеспечение возможности получить  помощь тем, для кого работа в группе может оказаться неприемлемой.

В заключение, несколько слов о ведущих группы. Ведущие выбирались не только по принципу необходимого психологического образования, профессиональной квалификации и опыта работы, но и по принципу  знания проблемы  изнутри.

Мы, авторы данной статьи и разработчики программы поддержки матерей особых детей «Солнышко для мамы», сами являемся мамами особых детей и имеем  опыт позитивного преодоления собственных трудностей, связанных с такими особыми обстоятельствами нашего материнства. Наш опыт позволяет не только «говорить на одном языке» с участницами группы, обеспечивая необходимую для эффективного группового процесса атмосферу доверия, но и оказывать более точную, более полную поддержку, нуждающимся в ней.

Особому материнству – особую поддержку!

Авторы:

Андреева Ирина (специалист по телесно-двигательным занятиям)

Светлана Федорова (практикующий психолог, кандидат психологических наук)

Список литературы:

  1. Березин Ф.Б., Барлас T.B. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат. и психиатрии им.С. С. Корсакова. – 1994. -  N 6. - с.38-43

  2. Добряков И.В. Перинатальная психология. 2-е издание, переработанное и дополненное. -  СПб.: Питер, - 2015. - 352 с.

  3. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Академия, - 2005. - 288 с.
  4. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vocabulary. ru

  5. Селье. Г.  Стресс без дистресса. общая редакция Е. М. Крепса москва "Прогресс" 1982, 125

  6. Суханова Л.П. Перинатальные проблемы воспроизводства населения России в переходный период. М., "Канон+ Реабилитация", - 2006. - 272 с.

  7. Фюр Г. «Запрещенное» горе. Минск: Минсктиппроект, - 2003. - 64 с.

  8. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, - 2006. - 352 с.