Главная / Интересное / Для меня вопрос о сравнении АВА и Флортайма звучит примерно так: что лучше, красный или квадратный?

Интересное

« Назад

Для меня вопрос о сравнении АВА и Флортайма звучит примерно так: что лучше, красный или квадратный?  14.08.2017 19:09

 

Дискуссии о том, какой подход или методика лучше для ребенка, не угасают. В этих спорах, однако, нередко упускается из вида то, что они могут не противостоять друг другу, а эффективно дополнять. Главное – чтобы специалист был квалифицированный и работал не во вред ребенку.

 О вопросе сравнения ABA-занятий и Floortime в своей заметке рассказала наш специалист Анна Азирова, а мы не можем с вами ею не поделиться.

Для меня вопрос о сравнении АВА и Флортайма звучит примерно так: что лучше, красный или квадратный - быстренько выбирайте. Если говорить о Гринспене, то он автор не единственной книги "На ты с аутизмом".  К сожалению, переведены только две из его публикаций.

Я бы не сказала, что в вышеназванной книге, на каждой странице критикуется АВА, но, думаю, неоспоримо, что каждая методика заточена под свои задачи. Сказать, что специалист Флортайм, как лист по течению, несется, сам не понимая куда (аргумент - не заполняет протоколов, не анализирует происходящее) - несправедливо. Существует качественный анализ, основанный на учете эмоционально- функциональных уровней развития.

Сказать, что в методике только говорится об индивидуальных особенностях детей, но они никак не учитываются - это не так. Во время обучения этому вопросу уделяется очень много внимания. Многие из тех, кто обучается на курсе,  открывают для себя пласт проблем ребенка, связанных с особенностями его восприятия и стараются дальше углублять свои знания в области сенсорной интеграции. Обобщая эту мысль, хочу сказать, что, да, специалист следует течению, но не как лист. Он вначале следует за ребенком, внимательно наблюдает и конечно анализирует, куда это течение направляется. Временами сам может превращаться в течение, вести на каких-то этапах ребенка, может комментировать действия ребенка, придавать смыслы его действиям и т.д. Не буду сейчас углубляться в методические тонкости, в общем понятно, что речь идет о гибкости. В процессе игры нет задачи учить ребенка. Это не директивная, не дидактическая игра, но нельзя сказать, что это - бесцельная игра. Цель – развитие, переход со ступени на ступень, которые специалист конечно же представляет, т.к. изучает.

Что касается того, что Флортайм - это процесс, таки да. Но, что тут плохого. Мне кажется, очень важно уделять внимание процессу, иначе задачи, выбранные не пойми как и для чего, начинают решаться любой ценой. Не хочу никого обидеть, но несмотря на все протоколы, пособия и четкость методики, Youtube переполнен материалами под маркой АВА, никак не отражающими идеи сотрудничества. Авторы этих материалов извращают идею руководящего контроля, превращая его в насилие над ребенком. Но это не проблемы метода, который меняется и совершенствуется.

Когда я пару лет назад слушала доклад Р Бакендорфа (царствие ему небесное) на замечательной Киевской конференции, была им совершенно очарована. Меня очень заинтересовала Денверская модель, я порадовалась тому, что существуют какие-то основополагающие базовые ценности – уважение, любовь к ребенку, работа на основе его интересов и потребностей, особенностей эмоциональной сферы, которые сближают позиции. В конце концов информационное поле едино, и определенная диффузия идей происходит. Конечно же, Стенли Гринспен существовал в определенном информационном пространстве и был знаком со многими идеями, в том числе и с идеями представителей российской психологической школы, которые легли в основу его подхода. Если читать книгу «На ты с аутизмом» непредвзято, то там можно найти очень много глубоких и содержательных мыслей.

Dealing-with-difference

В центре «1000 шагов» в Химках, успешно работают специалисты АВА, Флортайм, нейропсихологи, логопеды. Мы вместе ведем детей, и это не мешает, а помогает. У меня есть еще опыт совместной работы со специалистами (АВА+Флортайм+Логопед+Нейропсихолог) в центре ранней помощи «В наших руках», где мы сотрудничаем, общаемся, проводим совместные конференции по скайпу, с участием родителей и обсуждаем вопросы и перспективы развития ребенка. Такая работа интересна и полезна. Как преподаватель Флортайм, хочу отметить, что довольно часто обучаться приходят специалисты АВА, те специалисты Флортайм, которые решают задачи обучения, приобретения навыков, изучают АВА. Почему? Потому что они понимают, что важен баланс структуры и гибкости и баланс много еще чего. Не исключаю, что у кого-то это врожденное, но я уверена, что обычному специалисту, так же как и ребенку, нужна развивающая среда. И идеальным в общении специалистов я бы назвала сотрудничество, а не руководящий контроль:).

Давайте все-таки вернемся к главным субъектам нашего разговора - к ребенку и родителям. Нужен им Флортайм или не нужен? Нужна им АВА или не нужна? Я думаю, родителям и детям нужна помощь разных специалистов. Хочу подчеркнуть – не услуга, а помощь. Потому что когда речь идет об услугах, правят коммерческие интересы, конкуренция и прочие атрибуты рынка. Но помощь должна быть качественной. А пока некоторые решают, возможна ли совместная работа или нет? (типа - есть ли жизнь на Марсе?) – хочется им сказать - оглянитесь по сторонам. Эта работа уже идет! Я Вам рассказываю про свой опыт, а он далеко не единственный. Есть еще центры в которых так же успешно используется многообразие разных подходов и специалисты учатся друг у друга. Развернувшееся на страницах Фейсбука обсуждение Флортайма подняло у меня такую волну мыслей и чувств, что неожиданно для себя в конце вдруг захотелось сказать, всех люблю и целую: детей и родителей с которыми работаю, коллег и студентов, общаясь с которыми открываю многое для себя.